фото Владимира Новицкого
Моторное масло – кровь двигателя, от которой зависит его жизнь. В «сток»-условиях оно обязано выдерживать стандартные же нагрузки – и ничего сверх того. Беспроблемный пробег в соответствии с гарантиями завода-изготовителя – вот все, что волнует владельца серийной легковушки.
А теперь представьте, что произойдет с обычным маслом, если залить его в необычный двигатель? Такой, чья мощность измеряется даже не сотнями, а тысячами лошадиных сил? Чье главное предназначение – догнать и перегнать? И не важно, 1/4 мили или «дрифт»-кольцо, заезд NASCAR или этап WRC. Нагрузки мотор испытывает гигантские, а значит, маслу приходится выдерживать адские температуры и давление. Обычное масло тут же подвергнет само себя разложению.
«Гоночное» масло
Именно для таких монстров компания Amalie разработала линейку масел Pro High Performance Synthetic Blend. Масла изготовлены из новых и особо устойчивых химических компонентов, которые сочетаются с синтетическими и минеральными базовыми маслами высокого качества. Они обеспечивают надежную защиту двигателя в разных режимах работы: как в легких тренировочных заездах, так и в «боевом» режиме.
Масла спецсерии соответствуют требованиям самой высокой на сегодня категории качества по API SM/CF и стандарта энергосбережения ILSAC GF-4. Кроме того, продукты серии Pro High совместимы с различными видами топлива, включая спецсоставы, «взрывающиеся» в цилиндрах двигателей «дрэг-хот-родов». Температура горения нитрометанола (смесь 90% нитрометана и 10% метилового спирта), на котором встают на дыбы «дрэгстеры», на сотни градусов выше, чем у обычных бензин-воздушных смесей. Представляете, до какой степени разогревается масло?
Поэтому продукт, заливаемый в мощные движки, отличается высокой термостабильностью, безупречными смазывающими свойствами и отличной теплопроводностью. Для высокофорсированных двигателей у Amalie есть специальное масло в линейке Amalie Pro High Perfomance Synthetic Blend с индексом вязкости 15W-50, которое относится к смазочным материалам последнего поколения. Именно такое масло пользуется особым признанием у американских «дрэг-рейсеров».
Еще в 60-х годах Amalie испытывала свои масла в гоночных автомобилях. История такого «сотрудничества» насчитывает десятки лет. А в 1999 году масло Amalie получило титул «Официальное моторное масло» международной ассоциации «дрэг-рейсинга» (IHRA). То есть, не просто спонсорский продукт, а высококачественное масло, которое заливают в двигатели гонщики IHRA.
Не так давно компания «Авторейд» начала поставлять масла своей продвинутой линейки в Россию. Значит, «гоночное» масло приобретается теперь и в автомагазинах нашего города. А ведь в Новосибирске немало автомобилей, которым, как воздух, необходимо высококачественное и выносливое масло – такое как Amalie Pro High Perfomance Synthetic Blend 15W-50.
Бешеный камарик
Возьмите исключительно любопытный аппарат – первый в нашем городе настоящий «дрэг-хот-род», который, при поддержке компании «Авторейд», собирают механики из 402.ru. Автомобиль готовят к величайшему событию в «рейсерской» жизни России – к Абсолютной Дрэг-Битве (ДБ) в Красноярске.
Впервые Chevrolet Camaro засветился на кубке Мотор Ойл в Барнауле. Результат поездки, правда, нулевой (о причине конфуза ниже), зато новосибирцы узнали, что у нас есть почитай что «дрэгстер». Потом по Интернету гулял шпионский ролик, где «кэмеро» с безбожным буксом пытался эффектно стартовать на коротком участке нелюдной дороги.
Ярко-красное чудо предстало на яме в боксе «Авторейда». Настоящий «силовой» автомобиль: мощный движок, над карбюратором огромный воздухофильтр, широченные шины, рубленые линии кузова… Глаза разбегались, отказываясь остановиться на чем-то одном… Грозный рык оглушал и даже не щекотал, а издевался над нервами…
Замысел возник чуть раньше года назад. Ильгиз Хилажев, увлеченный тюнингом автомобилист из Уфы, пришел к ребятам из 402.ru и просто сказал: «Хочу дрэгстер». Идею восприняли с энтузиазмом. Базу для тюнинга – Chevrolet Camaro 1989 года – нашли в США и привезли к нам в прошлом году.
Урезать и усилить!
От самого «камарика» осталась только лобовая оптика и несколько панелей кузова, остальное без сожаления выбросили. Таким образом, автомобиль сбросил добрые 4 сотни килограммов!
Выпускные трубы – собственного производства |
Вместо сердца «дрэг»-монстру установили «пламенный» гоночный мотор Merlin Hardcore 632. При диаметре цилиндров и ходе поршней 116,84х120,65 мм (в дюймах просто 4,6 х 4,75) рабочий объем 8-горшкового чудовища – почти 632 куб. дюйма. То есть, 10349 миллилитров… Со степенью сжатия 13,5(!) его объявленная мощность (SAE «нетто») – 900 американских мустангов где-то при 7200 мин-1. «Родной» двигатель, хоть и 5,7-литровый, такой безумный табун не вместит. Наибольший крутящий момент превосходит 980 Нм – безо всяких нагнетателей! Система подачи закиси азота от NOS прибавляет и без того бешеному мотору еще 400 л.с. Обязательный предстартовый подогрев баллона и клапан стравливания закиси в атмосферу – той же марки. Правда, работает аппаратура пока вполсилы; на всю катушку ее включат на ДБ.
Этот «малыш» выдает всего лишь 900 л.с. 😉 |
Даже этому воздушному фильтру в боевом режиме – тяжко! |
Блок управления зажиганием и стартер вначале оставили «родными». Гонщики и зрители кубка Мотор-Ойл могли 26 мая наблюдать, как «сток»-недоразумение – в лице стартера – рассыпавшись, не дало Camaro даже завестись. Теперь его место занял прочный и адекватный, от MSD. Трамблер, кстати, тоже работы MSD.
Вместо «штатной» КПП заказали полу-«автомат» PowerGlide (2 скорости – плюс задний ход) с усиленным гидротрансформатором. Американские аппараты, «летающие» на «квотере», в своем большинстве оснащены именно такими.
«Родная» подвеска к столь драматичному повороту событий явно не готова. Экспериментировать с держанием дороги не стали и сразу установили спереди «дрэг»-стойки Lakewood, отличающиеся прочностью и легкостью. А «зад» перестроили под типичную «дрэг»-подвеску: неразрезный мост, подвешенный на 4-х направляющих с легким подрамником. Колея всего 1372 мм. Задний мост – от S&W Race Cars, главная передача Strange Engineering – фордовская на 9 дюймов. Карданы (по результатам прошлогодней ДБ все знают, что шарниры здесь просто «расходные») заказали хромомолибденовые, также от S&W, усиленные и облегченные одновременно.
Типично «дрэговская» подвеска |
Впуск шел в сборе с двигателем. Мастерам 402.ru осталось изготовить выпускную систему. «Паук» получился простой. Диаметры труб на выходе – 107 мм каждая.
За охлаждение двигателя отвечает огромный радиатор Afco. Температуру масла кондиционирует отдельный радиатор B&M.
…Тормоз, кузов, кокпит…
Бензин из мелкого бачка (20 л) поступает через 2 насоса в карбюратор от Barry Grant’а. Кушает, даже не так, объедается «дрэгстер» бензином с октановым числом от 107 и выше.
Двум топливным насосам работать приходится на пределе |
Замедляется «силовой» автомобиль двумя способами сразу. Первый – стандартный, с помощью тормозной системы. Спереди облегченные вентилируемые роторы Wilwood с 4-поршневыми скобами. Сзади – перфорированные диски Aerospace Components; скобы те же. А второй способ – натурально «дрэговый»: тормозной парашют Dj Safety, способный раскрыться и тормозить со скорости аж 350 км/ч.
Кузов лишился почти всех стальных панелей. Двери, багажник, капот, обклеенный рекламными «стикерами» Amalie, – все из пластиков.
«Кокпит» переделывали под тем же лозунгом, что и автомобиль в целом: легче и эффективней. Само собой, выкинули сиденья, поставив одно, водительское – от Sabelt, с одноименными 5-точечными поясами (чтобы при старте пилот не оказался на «заднем сиденье»). Всю изнанку кузова – вплоть до передней панели (от Longacre) – обшили алюминиевым листом. Установили ряд датчиков, тахометр Pivot.
Алюминиевая панель Longacre – из соображений безопасности |
На старте настоящий «дрэгстер» встает на дыбы; опасность опрокидывания самая серьезная. Если страховочная тележка не выдержит и подломится, то бешеная ракета, извергающая метровые языки пламени, просто кувыркнется на спину. На такой случай в салоне смонтирован усиленный каркас безопасности. Специалисты из 402.ru варили его самостоятельно, взяв за образец конструкцию от S&W.
Страховочная тележка и парашют – обязательный элемент «дрэгстера» |
Camaro поставили на гоночные алюминиевые диски Weld Racing: 15х15 дюймов сзади и 15х3,5 дюйма спереди. При старте черные полосы на асфальте оставляют задние «дрэг»-слики Mickey Thompson шириной в 420 мм и 810 мм в диаметре.
Сейчас Camaro в боксе «Авторейда» проходит «предстартовую» подготовку. За два дня до гонок из Австралии прилетел механик-настройщик, Брюс Уэйн (Bruce Wayene) которому предстоит работать с задней подвеской. На пресс-конференции Брюс сказал, что аплодирует сибирским мастерам, которые не побоялись сотворить такое. Одно дело – приобрести готовый аппарат за рубежом (таких в России уже 2: в Красноярске и Чите. – Ред.), и совсем другое – собирать здесь, в Новосибирске. Конечно, работы еще предстоит много, но он очень рад, что в России теперь есть автомобиль, похожий на «дрэгстеры» Австралии и Америки.
Пилотировать красную «ракету» будет сам владелец. «В крайнем случае, – смеется Ильгиз, – если не справлюсь с нервами, вторым пилотом записан Брюс».
Слева направо: Ильгиз Хилажев, Брюс Уэйн и Роман Топорков (402.ru) |
На гонках первый «дрэгстер» Новосибирска, если и не поедет достойно, то, поднявшись на задние колеса, устроит шоу – наверняка. Пока что все тест-заезды «силового» автомобиля оканчивались безудержным буксом по всей длине «квотера». Может, австралийцу удастся добиться, чтобы «кэмеро» действительно поехал так, как его собратья в Америке. Станет ли первый новосибирский «дрэгстер» яркой ракетой – увидим совсем скоро. На Дрэг-Битве – самой жаркой гонке сезона.
Когда верстался номер
По соображениям безопасности (из-за погодных условий и недостаточной длины тормозного участка трассы) Брюс Уэйн не рекомендовал использовать закись азота на красноярском стрипе. В заездах за звание абсолютного победителя Дрэг-Битвы Chevrolet Camaro показал второй результат. Он развил скорость 214 км/ч и преодолел четверть мили за 10,89 сек. Дебют состоялся!